Состоялось открытие выставки работ творческой семьи: скульптора Александра Таратынова, его жены, живописца Кати Таратыновой, и их совсем юных дочерей, Глаши и Агаши Таратыновых, выставивших живопись и мелкую пластику.
Возле Центра современного искусства прохожие изумленно останавливались у скульптур, которые чудом оказались на улице города. Мощный, экспрессивный Владимир Высоцкий, утонченный Пушкин, пропитанные национальной спецификой фигуры гармониста и сельчанки, чувственный и искрящийся «Поцелуй» цепляли взоры даже самых стойких горожан. Скульптуры Александра Михайловича Таратынова, дразня, заманивали людей на эту удивительную выставку.
«СемьЯ» - это не просто выставка одной семьи Таратыновых, это выставка целой династии и большого семейства. Александр Таратынов, как и его дочери, является продолжателем дела своих родителей – скульптора Михаила Васильевича Таратынова и художницы Сирены Никитичны Юманковой. Родственники Александра по материнской линии также посвятили свою жизнь искусству, его двоюродный брат – заслуженный художник Чувашской республики Юрий Иванович Ксенофонтов. Потому экспозиция пропитана атмосферой семейности.
Более 10 лет назад местом жизни Таратыновых стала еще и Голландия, а их творчество завоевало признание искушенной европейской публики. Работы Александра и Кати пользуются успехом во многих странах Европы, в то время как в России они известны лишь в узких кругах. И вот, семья Таратыновых привозит в Чебоксары более ста своих произведений, даря нам уникальную возможность полюбоваться творениями, впервые выставляющимися в России.
Церемонию открыла министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР Роза Михайловна Лизакова, представив Александра, Катю и Агашу Таратыновых. Министр рассказала, что идея этой выставки возникла в прошлом году, и вот уже сегодня эта идея воплотилась: художники, которые известны во всей Европе, сегодня выставляются в залах нашего музея, да еще и всей семьей. Роза Михайловна пожелала, чтобы не последний раз мы встретились с этими замечательными людьми и их произведениями.
Л.А. Шимин, заместитель главы администрации города Чебоксары, обратил внимание присутствующих на то, как заинтересовались горожане скульптурой Александра Михайловича, с каким удовольствием их изучают, трогают, фотографируются с ними. Леонид Аркадьевич поблагодарил художников за такой праздник.
Председатель Союза художников Чувашии, народный художник Российской Федерации Ревель Федорович Федоров сказал: «На нашей земле стоит такая жара, и, казалось бы, никакой отдушины. Но такой отдушиной стала эта выставка». Ревель Федорович заметил, что трудно что-то выделить особо, все экспонаты хороши, такая вот талантливая династия.
Глава Комсомольского района Чувашской республики Геннадий Федорович Волков напомнил, что Сирена Никитична Юманкова, мать Александра Михайловича, родом из деревни Нюргечи Комсомольского района. Талант в этой семье передается из поколения в поколение.
Александр Михайлович Таратынов поведал, что с возрастом приходит особое чувство – чувство Родины. Год назад он приехал в родные земли, повстречался с родственниками, увидел, как все здесь изменилось. Поэтому Александр Михайлович решил вернуться и показать своим землякам то, что сумел сделать за эти годы. Эту выставку семья Таратыновых хотела бы посвятить матери Александра, замечательной художнице, которая рано ушла из жизни.
Особенность выставляемых произведений состоит в том, что они соединяют в себе русскую школу живописи и ваяния со свежестью и новизной искусства европейского. Александр Михайлович Таратынов является создателем уникальных работ, воплощающих в пластике знаменитые живописные полотна. Так, в соавторстве и Михаилом Дроновым были созданы скульптуры персонажей «Ночного дозора» Рембрандта, и сейчас вся композиция радует жителей Амстердама. На выставке можно увидеть скульптуру «Поцелуй», плоскостным прототипом которой было одноименное полотно Густава Климта, а также «Слепцов», словно сошедших с картины Питера Брейгеля. Немало радуют посетителей и другие великолепные работы Александра: серия «Знаменитости» («Боб Марлей», «Мерилин Монро», «Сальвадор Дали», «Альберт Эйнштейн», «Че Гевара»), очаровательнейшие «Кот» и «Бульдог», аппетитная скульптура «Хула-хуп» и многие другие.
Полотна Кати Таратыновой – яркий пример современного авангарда. Картины художницы наполняют вкусная сочная красочность и звенящая контрастность. Многие работы являются диптихами и триптихами, при этом выглядят как одно полотно, а обрамление и белая стена между ними – лишь акцент, позволяющий четче сконцентрировать зрение на внутреннем пространстве произведения.
Агафья и Глафира Таратыновы, будучи еще маленькими девочками, уже являются полноценными наследницами творческих традиций. Показательны изображения коров: «Ночка» Агафьи и «Радуга» Глафиры – самые настоящие авангардные произведения. А работа Агафьи «Утро» - этакое постмодернистское переосмысление полотна Зинаиды Серебряковой. Этим картинам свойственны детское пестрящее многоцветье и совсем недетское воззрение и мастерство. Мелкая пластика девочек представляет собой в большинстве своем яркие расписные женские фигурки, выполненные в керамике. Возможно, когда-нибудь мы увидим уже бронзовые скульптуры младших Таратыновых.
Фоторепортаж>>