Как только стало известно о том, что в Чебоксарах планируется «Большой уикенд польской анимации», я, не раздумывая, принял решение посетить все шесть просмотров. Честно признаюсь, меня крайне удивило, что такое мероприятие планируется именно в Чебоксарах, потому что, как я представляю, польская кинематография вообще, и анимация в частности, в России, как и в СССР, была известна очень узкому кругу профессионалов. О польской кинематографии простые зрители могли судить разве, что по приключениям бравой четвёрки танкистов с их собакой Шариком, а про мультипликацию и говорить нечего. Правда, сказать, что польская анимация совсем закрытая страница для советских людей будет неправильно. Наверняка все люди старше 40-45 помнят Болека и Лёлека, а также фокстерьера Рекса, но на этом всё и ограничивалось. Во ВГИКе, где мы с Верой (Курочкиной. Прим. редактора) учились, нам показывали другое кино, и другие мультфильмы, и польские в том числе. Из тех просмотров запомнился Витольд Герш, фильм «Банкет» и клише «экспериментальная» в применении к польской мультипликации. Это кино было закрытым для всех, кроме вгиковцев, потому что оно копировалось во время фестивалей, часто подпольно, и предназначалось только для учебных целей. И вот спустя многие годы представляется новая возможность – прикоснуться к этой неизведанной теме под названием «польская анимация», и где, в Чебоксарах! Естественно, такой возможности я не мог упустить.
Покопавшись в интернете, я выяснил, что это программа польского культурного центра в Москве, которую курирует и пропагандирует известный киновед Дина Годер. Она прошла уже в Москве на 8-е марта, в Нижнем Новгороде, и вот теперь в Чебоксарах. Очень жаль, что кроме коротенького анонса к этой программе, у организаторов просмотров ничего не оказалось, и те немногие зрители, которые таки смогли оторваться от своих, безусловно, важных дел и пришли на просмотр, испытали настоящий шок. Вчера ещё были слышны комментарии, а сегодня фильмы смотрелись в полнейшей тишине. Зрители словно остолбенели, и было от чего! Если описать увиденное одним словом, самое точное, по-моему – «депрессняк!». Молодёжь найдет формулировки и покрепче, а может, я безнадёжно отстал от жизни, и всё это называется «круто!». Жаль, не было обсуждения ни разу, никто не остановился и не задал вопрос, а наверняка вопросы появились, но с языка не сорвались. Возможно, из боязни показаться дураком. Как же! Ведь анонсировалось это совершенно иначе. Так вот я думаю, что король-то всё-таки голый. Хотя я с большим уважением отношусь к аниматорам и знаю не понаслышке, какой нелёгкий хлеб у мультипликаторов (всё-таки этот термин мне ближе!), мне очень понравилась музыка и народные песни, я почувствовал, что поляки – это свои, славяне, но всё же я отметил для себя одну важную, принципиальную вещь. Вся программа, анонсированная как лучшая польская анимация за весь период своего существования, по крайней мере, с 60-х годов, в большей или меньшей степени пронизана одним качеством – экспериментаторством. Профессиональные зрители, такие, как Дина Годер, считают, что это очень как хорошо. А зрители-любители должны в это поверить, но почему-то не получается. Попробуем разобраться, в чём дело?
С тех пор, как Уолт Дисней, побывав на конвейере Форда, разработал собственный конвейер, технологию целлулоидной мультипликации, весь мир работает по этой технологии, которая, кстати, постоянно совершенствуется, а значит во всём мире найдется немало авангардистов в области анимации. Однако нигде, кроме Польши, авангард не стал самоцелью. Формальные поиски всегда подчинены идее, сюжету, сценарию. А без сюжета в форме нет смысла. Но человеческий разум устроен так, что ищет смысл даже там, где его нет. Пора уже, наконец, понять, что «Чёрный квадрат» Малевича, это чёрный квадрат, и ничего более. Никаких негров в чёрной комнате. Конечно, каждый при желании и фантазии сможет найти своё объяснение этой картине, но это ничего не меняет по сути. Однако, ты можешь не смотреть эту картину, перейдёшь к другой или закроешь книжку, кино – совсем другое дело. Ты решился отложить все свои дела, потратил деньги и, главное, время на то, чтобы узнать то, чего не знаешь. Для этого должна быть веская причина. И вот ты ищешь эту причину, сюжет, смысл, а его здесь нет. Но ведь должен быть! Мне не раз приходилось наблюдать за тем, как работают опытные пользователи компьютера, демонстрируя лохам, как надо работать. У них пальцы мечутся по клавиатуре, курсор носится, как бешеный по экрану, и ты не в силах уследить ни за пальцами, ни за курсором, ни за смыслом происходящих действий. Такое же ощущение я испытал сегодня на просмотре польской авангардной анимации. Короче, я испытал разочарование. Я понял одну неочевидную вещь – весь мир шагает не в ногу, а Польша в ногу, и мы должны в это поверить, а иначе будем дураками. Возможно, всё не так страшно, и вообще всё не так! Тогда объясните нам, «дуракам», где платье?
Может быть и так, что шок, который испытали зрители, это и есть то, чего добивались организаторы? А дальше то что? Очень может быть, что на следующий раз этих зрителей они потеряли. А это вряд ли то, на что делался расчёт. Я не против формальных поисков, но считаю, что это не должно быть самоцелью, а польские аниматоры, похоже, решили приватизировать это явление. А с какой стати? Экспериментаторов во всём мире хватает, но никто не стремится свои исследования в сыром виде демонстрировать, пока нет идеи, сюжета и сценария. Справедливости ради надо отметить, что в первый день с этим всё было гораздо лучше. Было бы здорово, если бы разговор продолжился, и не только о польской мультипликации, и с комментариями специалистов, и с обсуждениями после просмотров, особенно после таких, как нынешний. А в целом хочется выразить благодарность всем, кто принял участие в данном проекте.
Покопавшись в интернете, я выяснил, что это программа польского культурного центра в Москве, которую курирует и пропагандирует известный киновед Дина Годер. Она прошла уже в Москве на 8-е марта, в Нижнем Новгороде, и вот теперь в Чебоксарах. Очень жаль, что кроме коротенького анонса к этой программе, у организаторов просмотров ничего не оказалось, и те немногие зрители, которые таки смогли оторваться от своих, безусловно, важных дел и пришли на просмотр, испытали настоящий шок. Вчера ещё были слышны комментарии, а сегодня фильмы смотрелись в полнейшей тишине. Зрители словно остолбенели, и было от чего! Если описать увиденное одним словом, самое точное, по-моему – «депрессняк!». Молодёжь найдет формулировки и покрепче, а может, я безнадёжно отстал от жизни, и всё это называется «круто!». Жаль, не было обсуждения ни разу, никто не остановился и не задал вопрос, а наверняка вопросы появились, но с языка не сорвались. Возможно, из боязни показаться дураком. Как же! Ведь анонсировалось это совершенно иначе. Так вот я думаю, что король-то всё-таки голый. Хотя я с большим уважением отношусь к аниматорам и знаю не понаслышке, какой нелёгкий хлеб у мультипликаторов (всё-таки этот термин мне ближе!), мне очень понравилась музыка и народные песни, я почувствовал, что поляки – это свои, славяне, но всё же я отметил для себя одну важную, принципиальную вещь. Вся программа, анонсированная как лучшая польская анимация за весь период своего существования, по крайней мере, с 60-х годов, в большей или меньшей степени пронизана одним качеством – экспериментаторством. Профессиональные зрители, такие, как Дина Годер, считают, что это очень как хорошо. А зрители-любители должны в это поверить, но почему-то не получается. Попробуем разобраться, в чём дело?
С тех пор, как Уолт Дисней, побывав на конвейере Форда, разработал собственный конвейер, технологию целлулоидной мультипликации, весь мир работает по этой технологии, которая, кстати, постоянно совершенствуется, а значит во всём мире найдется немало авангардистов в области анимации. Однако нигде, кроме Польши, авангард не стал самоцелью. Формальные поиски всегда подчинены идее, сюжету, сценарию. А без сюжета в форме нет смысла. Но человеческий разум устроен так, что ищет смысл даже там, где его нет. Пора уже, наконец, понять, что «Чёрный квадрат» Малевича, это чёрный квадрат, и ничего более. Никаких негров в чёрной комнате. Конечно, каждый при желании и фантазии сможет найти своё объяснение этой картине, но это ничего не меняет по сути. Однако, ты можешь не смотреть эту картину, перейдёшь к другой или закроешь книжку, кино – совсем другое дело. Ты решился отложить все свои дела, потратил деньги и, главное, время на то, чтобы узнать то, чего не знаешь. Для этого должна быть веская причина. И вот ты ищешь эту причину, сюжет, смысл, а его здесь нет. Но ведь должен быть! Мне не раз приходилось наблюдать за тем, как работают опытные пользователи компьютера, демонстрируя лохам, как надо работать. У них пальцы мечутся по клавиатуре, курсор носится, как бешеный по экрану, и ты не в силах уследить ни за пальцами, ни за курсором, ни за смыслом происходящих действий. Такое же ощущение я испытал сегодня на просмотре польской авангардной анимации. Короче, я испытал разочарование. Я понял одну неочевидную вещь – весь мир шагает не в ногу, а Польша в ногу, и мы должны в это поверить, а иначе будем дураками. Возможно, всё не так страшно, и вообще всё не так! Тогда объясните нам, «дуракам», где платье?
Может быть и так, что шок, который испытали зрители, это и есть то, чего добивались организаторы? А дальше то что? Очень может быть, что на следующий раз этих зрителей они потеряли. А это вряд ли то, на что делался расчёт. Я не против формальных поисков, но считаю, что это не должно быть самоцелью, а польские аниматоры, похоже, решили приватизировать это явление. А с какой стати? Экспериментаторов во всём мире хватает, но никто не стремится свои исследования в сыром виде демонстрировать, пока нет идеи, сюжета и сценария. Справедливости ради надо отметить, что в первый день с этим всё было гораздо лучше. Было бы здорово, если бы разговор продолжился, и не только о польской мультипликации, и с комментариями специалистов, и с обсуждениями после просмотров, особенно после таких, как нынешний. А в целом хочется выразить благодарность всем, кто принял участие в данном проекте.
Художник-мультипликатор Василий Павлов
Фоторепортаж>>