Пресс-центр

30.11.2007

"Поэзия натюрморта" Николая Ведерникова

"Поэзия натюрморта" Николая Ведерникова

"Поэзия натюрморта" Николая Ведерникова

30 ноября 2007 года в Чувашском государственном художественном музее открывается выставка живописных работ Николая Ведерникова «Поэзия натюрморта».
Творчество некоторых художников доступно и понятно само по себе, без каких-либо объяснений, поскольку ориентировано, прежде всего, на эмоциональное восприятие работ. Тогда как произведения других, которые, конечно, могут быть восприняты и самостоятельно, имеют дополнительный, более глубинный пласт, который высвечивается ярче, когда знакомишься с философской концепцией художника. Именно к этой группе относятся натюрморты Н. Ведерникова.
Натюрморт традиционно используется живописцами для выражения своих взглядов на течение жизни и смерти, раскрывает устройство макрокосма в камерном пространстве «мертвой природы». Если в этом контексте говорить о так называемой «памяти жанра», Ведерников называет «истоком» своего творчества поиски Сезанна. Изучая его работы, художник «пытался передать вечность и вместе с тем движение – движение в самой живописи», какое есть в произведениях великого француза.
В поисках образов вечности обращается Н. Ведерников и к традициям древнерусской иконописи: «У меня пространство строится в обратной перспективе (кроме пейзажей), решается плоскостно, отчего и возникает ощущение вечности». Однако, как считает автор, «в иконе господствует догма, там нет живого движения».
Это приводит его, в свою очередь, к натурной живописи. Хотя и этот путь не удовлетворяет художника окончательно: «Он исключает, как я убедился, возможность задуматься, то есть такая живопись передает беспокойство автора, его темперамент, силу, энергию – и больше ничего. А мне надо, чтобы зритель, глядя на мои работы, задумался, поэтому я стремлюсь в живописи все успокоить, создать «задумчивость», передать материальную сущность предметов, их фактуру». Когда натюрморт наполняется авторской мыслью, сами изображаемые предметы приобретают возраст, биографию, становятся не просто утилитарными вещами – «в них высвечивается грань памяти, исторической привязанности».
В результате всех этих поисков рождается собственная авторская концепция, ни на что не похожий творческий метод: «Отталкиваясь от Сезанна, через народное отношение к предметному миру, обогащенный натурной живописью, я вернулся к классике, сумел, как мне кажется, вдохнуть в мою работу своего рода диалектику. Пришел к необходимости ясности и простоты форм. По этой причине в моих произведениях всегда немного предметов, все они отбираются с большой тщательностью. Я беру только то, что должно «выстрелить», работать на образ.
Стремясь выразить в холстах идеи вечности, я все предметы в своем изображении как бы выключаю из среды их непосредственного бытования, чтобы это не выглядело частным моментом, чтобы время, которое там изображено, было растянуто в бесконечность. И само пространство, ограниченное размерами холста, благодаря этому, становится равным всему миру, за рамой ничего нет».
То есть натюрморты Ведерникова – это, прежде всего, духовность, которую он стремится выразить через определенные сочетания предметов, ритмов, линий, красок.

АНКЕТИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приведи родителей в музей
График работы музея
Памятка участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей при посещении мероприятий ЧГХМ
https://artmuseum.ru/page/Nezavisimaya_oce/
НКО
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2024 год
26 июня день борьбы с наркозависимостью
Культурная суббота
Яндекс Метрикa (статистика)