Харьковские реставраторы вернули картинам первозданный вид
Посетители музея редко задумываются о том, зачем музею такой штат сотрудников: хранители, смотрители, искусствоведы. И зачем нужна такая загадочная профессия как реставратор? А ведь за каждым экспонатом в музее стоит огромная кропотливая работа исследователей искусств, хранителей и реставраторов. 28 июня в Чувашский государственный художественный музей прибыла целая делегация реставраторов из Харькова. Это три студентки кафедры реставрации Харьковской государственной академии дизайна и искусств Марина Коряковцева, Виктория Лапузина, Елена Панченко и их руководитель Наталия Берестюк. В течение трех недель они занимались восстановлением живописных работ начала ХХ века выполненных художником Алексеем Кокелем. Именно у них мы решили поинтересоваться о том, кто такой реставратор и в чем заключается его работа?
- На Вашем рабочем столе удивительный набор инструментов: скальпели, пинцеты, марля, бутылочки с разными жидкостями и утюг. На мой взгляд, работа реставратора схожа с работой хирурга. Когда Вы смотрите на картину в музее, на что обращаете внимание? Что видит профессионал-реставратор? Чувствуете себя доктором?
- Нет, все же в первую очередь мы сначала оцениваем эстетическую сторону, а уже потом обращаем внимание на общее состояние сохранности. Первоначально возникает восхищение манерой авторского письма, а уже потом пытаемся увидеть и распознать степень разрушения, если таковые имеются.
- Человек, работающий с произведениями искусства, несет огромную ответственность. Страшно?
- Страх проходит со временем и опытом. Это как хирург. Если бы он боялся делать операцию, то у него мало бы что получилось. Ты смотришь на произведение как на объект которому должен продлить жизнь, приблизить состояние картины к первозданному виду и притом не закрыв от зрителя ни миллиметра авторской живописи. И к счастью в реставрации практически все ошибки поправимы. За некоторыми исключениями конечно.
- Вы за два приезда к нам отреставрировали 8 живописных произведений. Насколько были сложные реставрационные операции?
- Конечно, были сложности. Но мы думаем, что выполняли не слишком сложные вещи. Например, в прошлом году была произведена консервация одной из картин, а в этом году мы довели работу до конца. Просто некоторые операции требуют времени.
- В этом году Вы уже закончили обучение и думаете ли Вы связать свое "реставрационное" будущее с каким-либо музеем?
- Сейчас сложно сказать, но очень бы хотелось.
- Будет ли традиция отправлять харьковских реставраторов на практику в Чебоксары продолжена? Вы приедете к нам еще?
- Надеемся, что еще приедем. Нас уже приглашали. Мы уже планируем в следующем году провести реставрационную практику в Чувашском художественном музее.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |