К 115-летию народного художника Чувашии Н.К. Сверчкова
Выставка представляет живописные произведения Н.К. Сверчкова, созданные им на протяжении 1923-1933 гг. (Бийск – Омск). Никита Кузьмич Сверчков (1891-1985) – народный художник Чувашии, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из немногих, кто посвятил все свое творчество изображению жизни родного ему чувашского народа. В поисках своего пути в искусстве Н.К. Сверчков опирался на опыт своих учителей: Н.И. Фешина и Д.Н. Кардовского. От них художник унаследовал живописность народных сцен и интерес к историческому сюжету. Экспозиция призвана показать зарождение в творчестве Н.К. Сверчкова цикла произведений, посвященных истории чувашского народа и его этнографии, именно в период пребывания художника на Алтае. Эта серия представлена на выставке работами Н.К. Сверчкова из собраний Чувашского государственного художественного музея и Чувашского национального музея («Камень-киреметь». 1924, «Умыкание».1927, «Хоровод». 1927, «Глубокая старина». 1932).
Через изучение истории своего народа художник обращается к отображению жизни первобытных людей – к эпохе зарождения человеческого общества: «Утро. Человек со шкурой дикого зверя». 1930, «На страже. Сцена из жизни первобытных людей». 1930, «Предки. Первобытная семья». 1931. В решении этой сложной задачи, Н.К. Сверчков вдохновлялся творчеством русского художника В.М. Васнецова. Осознав, что тему первобытного человека невозможно раскрыть без изучения окружающего ландшафта, Н.К. Сверчков, на Алтае, впервые серьезно занимается пейзажным жанром. Многочисленные пленэрные этюды этого периода отражают различные состояния Алтайских гор, быстротекущей реки Бии, вечерний свет на домах, деревенские улицы. Именно здесь, на Алтае, в живописи Н.К. Сверчкова вырабатывается свой характерный колорит из градаций голубых и зеленых тонов, появляется индивидуальный декоративный прием «письма» локальными цветовыми пятнами. Передача взаимоотношения Человека и Природы в композиции произведения становится главной и решается художником на мировоззренческом уровне. Художник стремится «показать ощущение своего «я» в единстве с природой». Н.К. Сверчков уверенно осознает, что такое интимное и глубинное постижение природы. Духовное общение с окружающим миром – характерно для мироощущения чуваш. Это мировосприятие окружающей природы («человека в мире»), характерное для чувашского народа, выражается в композиции картины - через пространственное соотношение Человека и Природы. Эти особенности в произведениях Н.К. Сверчкова приобретают характер типического – национального.
Актуализация художником своего «я» («мира человека») как живой действительности, заключающей в себе древность чувашского народа, приводит Н.К. Сверчкова к жанру автопортрета. Духовное состояние художника в поиске своего пути в искусстве и осознание себя как личности, зримо представлены на выставке серией автопортретов алтайско-сибирского периода. Здесь художник раскрывается и разнообразной мимикой лица, отражающей настроение автора, и расположением в пространстве интерьера комнаты, и в кругу семьи – жены (Валентины Александровны) и детей (Игоря и Тани). Таким образом, духовные поиски Н.К. Сверчкова своего «я» в творчестве, скреплены и объективированы автопортретами, раскрывающими «историю личного духа» художника. Эта исповедальность души будет характерна для всего последующего творчества Н.К. Сверчкова.
Произведения Н.К. Сверчков выражают дух своего народа и по праву занимают достойное место в изобразительном искусстве Чувашии
Куратор: Г.Г. Исаев