27 мая 2025 года начинает работать выставка, посвященная 135-летию со дня рождения классика чувашской литературы Константина Васильевича Иванова. В экспозиции будет представлено 30 произведений графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Чувашского государственного художественного музея.
Образы поэта, драматурга и переводчика Константина Иванова, а также его литературных героев нашли воплощение в произведениях многих мастеров изобразительного искусства, среди которых Юрий Зайцев и Петр Кипарисов, Николай Карачарсков и Петр Сизов, Сергей Кадикин и Петр Чусовитин, Элли Юрьев и Людвиг Тихонов, Вячеслав Егоров и Игорь Андреев.
Впервые на выставке, посвященной основоположнику чувашской литературы, будут показаны четыре иллюстрации Петра Сизова к роману Александра Артемьева «Перед бурей», одним из главных действующих лиц которого был Константин Иванов, сначала юный бунтарь, исключенный из Симбирской чувашской учительской школы, а затем переводчик, преподаватель и, наконец, фольклорист и поэт.
Именно об этом напомнит картина «К. Иванов слушает песню», прекрасно отражающая тот интерес, который талантливый юноша проявлял к устному народному творчеству. Достаточно лишь перечитать написанные им позднее песни «Телега», «Дождь», «Лист березовый», «Черная коровушка», «Чибис», «На горе крутой».
Однако, рассматривая произведение Петра Кипарисова, мы гораздо чаще вспоминаем о поэме «Нарспи», напечатанной в сборнике «Сказки и предания чуваш» вместе с балладами «Железная мялка» и «Вдова», а также сказкой «Две дочери». Хотелось бы отметить, что согласно примечанию в издании 1908 года, все эти произведения просто «записаны в Белебейском уезде и изложены К. Ивановым», скромно скрывавшем тогда свое авторство.
Не является секретом и то, что творческое наследие этого всесторонне одаренного юноши не исчерпывалось литературными трудами. На выставке будет представлена небольшая картина «Сон Нарспи», написанная Константином Ивановым еще в 1910 году и ставшая одним из первых живописных произведений, посвященных знаменитой поэме.
Среди мастеров изобразительного искусства, обращавшихся к событиям и героям этой книги, особое место занимает Юрий Зайцев. Его интерес к национальной истории и культуре, а также к этому «глубоко народному произведению» нашли отражение во многих эскизах и картинах, в том числе и в небольшой композиции «Бегство Нарспи с Сетнером», созданной еще в 1940 году.
Безусловно, трагическая судьба автора поэмы «Нарспи», его тяжелый недуг и ранний уход из жизни не могли не привлечь внимания наших художников, о чем и свидетельствует исполненный Николаем Карачарсковым портрет, получивший название «Последняя строка. К.В. Иванов», показавшего неизлечимо больного, но при этом продолжавшего сочинять поэта.
Почти таким же задумчивым и печальным предстает он и в бронзовой скульптуре Сергея Кадикина и Петра Чусовитина «Классик чувашской литературы К.В. Иванов».
Не менее интересны идеи, примененные для интерпретации образов поэта и его героев в модели памятной монеты или медалях художниками Элли Юрьевым, Людвигом Тихоновым, Вячеславом Егоровым и Игорем Андреевым, а также в декоративной композиции Ольги Дуняк «Памяти К. Иванова».
Куратор Валентина Боброва.