16 ноября 1899 года родился Михаил Кузьмич Кузьмин (Мишши Сеспель) - классик чувашской литературы, поэт-реформатор, драматург, прозаик, переводчик, художник.
Сеспель стал основоположником силлабо-тонического стихосложения в чувашской поэзии, он расширил лирические возможности стиха, основываясь на опыте русской классической поэзии, а также лучших образцах дореволюционной чувашской литературы и фольклора. Первый сборник стихов Михаила Сеспеля вышел в 1928 году. С тех пор его произведения издавались на языках разных народов мира.
Образ поэта неоднократно привлекал внимание мастеров изобразительного искусства. В экспозиции представлено множество живописных, графических и скульптурных произведений из собрании ЧГХМузея, посвященных Сеспелю и его поэзии.
Особое место отведено здесь книжной графике, как иллюстрирующей конкретные стихотворения, например у Праски Витти и Анатолия Миттова, так и созданные по мотивам его произведений - здесь хотелось бы отметить серии Ревеля Федорова и Сергея Кадикина. Неоднократно обращался к ним и Элли Юрьев, создавший серию «По мотивам революционной поэзии М. Сеспеля», а также эскизы декораций к спектаклям, связанным с поэтом-трибуном.
Жизни и произведениям Михаила Сеспеля посвящали романы, стихи и поэмы многие авторы. На выставке можно увидеть эскизы декораций к опере «Сеспель» Анисима Асламаса, созданные в 1970 году художником Викентием Гунько.
В 2024 году, на радость филокартистам и посткроссерам, Чувашский государственный художественный музей подготовил лимитированную серию открыток с различными тематическими изображениями из своей коллекции, в том числе открытки с картинами о Сеспеле. Мы выбрали, на наш взгляд, два наиболее ярких и содержательных образа революционного поэта. Картина Ревеля Федорова «Сеспель» (1969, х., м. 188х158) находится в постоянной экспозиции музея и является доминирующим полотном музейной коллекции середины ХХ века. Впервые она была показана на зональной выставке «Большая Волга» в Ульяновске зимой 1969/70 года. Это одна из первых знаковых работ художника, картина-символ. Автор запечатлел в ней не конкретное событие, имеющее точные временные координаты, а как будто само время. Причем не столько то, реальное, в котором жил и творил Михаил Сеспель, а скорее Время, отраженное в поэзии этого необычайно талантливого юноши, сверкнувшего ослепительной кометой на небосклоне национальной литературы.
Эта картина стала одной из поворотных в судьбе чувашского искусства: наряду с работами Анатолия Миттова и Владимира Агеева она внесла существенный вклад в поиски его национального характера. Если до того национальное вводилось лишь как типаж, в русле этнографизма, никак не влияя на манеру изображения, композиционные, цветовые, ритмические особенности живописи, то здесь проявляется иное отношение к богатству народной культуры.
Еще одно произведение, попавшее на открытку - яркая акварель Праски Витти «М.К. Кузьмин - Сеспель Мишши» (1981, б., акв., офорт. 24х31,5), предшествующая его крупноформатной композиции, повествует о революционных страстях, окружающих Сеспеля, борющегося за идеалы «красного восстания».
Одним из важных мероприятий в цикле музейного празднования юбилея Сеспеля стала организация Республиканского творческого конкурса «Мишши Сеспель - 125» на создание произведений изобразительного искусства, посвященных 125-летию поэта. Конкурс был объявлен с целью популяризации на всероссийском уровне истории, культуры и современных достижений образа революционного поэта Мишши Сеспеля и его творчества. Произведения финалистов будут экспонироваться на музейной выставке «Ветрами полей гонимый…» с 15 ноября по 15 декабря 2024 года.