6 июня 2024 года в залах Чувашского государственного художественного музея начинает работать выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В экспозиции будут показаны немногочисленные живописные произведения из нашей коллекции, посвященные самому известному литератору России или связанные с его жизнью и творчеством.
На протяжении двух с лишним столетий образ Великого Русского Поэта привлекал внимание самых разных художников - живописцев и графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства — каждый из которых знакомил нас только со «своим» Пушкиным, увиденным, понятым и прочувствованным им лично.
Так и в произведениях, представленных на выставке, стилизованный портрет Юрия Жульева «Пушкин» (2004) контрастирует с меланхолично-задумчивым образом «невольного изгнанника» на картине Владимира Вольского «Одиночество поэта» (1998) или «вдохновенным сочинителем» в произведении Юрия Милославского «Поэт» (2020).
Традиции академической живописи в сочетании с тщательным изучением материалов нашли отражение в образах героев с картины Николая Овчинникова «Н. Бичурин и А. Пушкин» (1994-1995), показавшего не только духовное родство двух выдающихся представителей русской и чувашской культуры, но и талантливо передавшего поэтическую задумчивость одного и неподдельную воодушевленность другого.
Помимо самого Александра Пушкина и его друга отца Иакинфа на выставке можно будет увидеть и образ той, кто стал истинной Музой поэта в последние годы его жизни, той, кого он называл «моя Мадонна». «Наталья Николаевна Пушкина» (1970) Ивана Дмитриева не очень похожа на свои известные портреты, но, наверное, именно в этом произведении, наиболее точное отражение нашла ее Душа, которую, как известно, поэт любил более «лица».
Своеобразным путешествием по «пушкинским местам» станет знакомство с экспонирующимися на выставке пейзажами. О командировке Поэта на юг, часто называемой «южной ссылкой», и, в первую очередь, о его путешествии с семьей генерала Николая Раевского Вам расскажут работы Юлии Разумовской «Гурзуф. Парк у дома Раевских» (1939) и Моисея Спиридонова «Кавказские горы» (1940).
Напоминанием об одном из самых уникальных и удивительных периодов в жизни Поэта станет пейзаж Ревеля Федорова «Серый день» из серии «По пушкинским местам» (1999). Выдающийся мастер пленэрной живописи сохранил для нас вид Болдино с еще не полностью отреставрированным, но уже открытым храмом Успения Пресвятой Богородицы.
О неоднократных посещениях старинного русского города, охранявшего северо-западные пределы нашей земли, поведает пейзаж «Псков» (1977) Юрия Бубнова, запечатлевшего то самое место у слияния двух рек, где, по преданию, в беседке у Кутекромы любил отдыхать Александр Пушкин, позднее завещавший «чтобы тело его было предано земле Псковской губернии, Опочецкого уезда, в монастыре Святой горы».
На выставке можно будет увидеть лишь одно произведение, связанное с «пушкинскими» адресами Санкт-Петербурга. Работа Анатолия Прошкина «На Мойке» (1960) напомнит о последних, самых трагических месяцах жизни Поэта, о роковой дуэли и мучительной смерти того, кого назвали «солнцем русской поэзии».
Трепетным отношением к Памяти Александра Сергеевича Пушкина, истинным преклонением перед его талантом проникнут представленный в экспозиции натюрморт Моисея Спиридонова «Сирень» (1937), где пышные цветущие ветки выступают в роли своеобразного подношения Великому Русскому Поэту, репродукция портрета которого висела в те годы на стене в комнате художника.
Куратор Валентина Боброва