Афиша на месяц

09.12.2022—05.03.2023

18/12: код доблести

18/12: код доблести

18/12: код доблести

9 декабря в Отделе русского и зарубежного искусства открывается выставка произведений изобразительного искусства к 210-летию Отечественной войны 1812 года "18/12: код доблести".

Отечественная война 1812 года, 210-летие которой отмечается в этом году — одно из величайших событий в истории нашей Родины. В ту «годину страшных испытаний» наш народ в самоотверженной борьбе против наполеоновского нашествия, в котором приняли участие воинские контингенты большинства европейских стран, отстоял национальную независимость своей Родины. Не меркнет слава великого народного подвига, совершенного им в 1812г. Патриотические традиции русского народа, самоотверженность в противоборстве с иноземными завоевателями, героизм в войне 1812г. против наполеоновского нашествия воодушевляли народ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. на борьбу с германским фашизмом, посягнувшим на его свободу и независимость.  Народная эпопея 1812г, открывшая новый этап в развитии патриотических традиций русского народа,  нашла огромное отражение и в изобразительном искусстве.

Для большинства ценителей, без сомнения, самыми известными памятниками изобразительного искусства, связанными с Отечественной войной 1812 года, являются портреты из Военной галереи в Государственном Эрмитаже и серия медальонов графа Федора Петровича Толстого.

Так, на выставке представлена копия неизвестного художника XIX века с оригинального портрета Николая Николаевича Раевского кисти Джорджа Доу. Прославленный генерал в 1812 году командовал 7-м пехотным корпусом 2-й Западной Армии, во главе которого отличился в Бородинском сражении, под Малоярославцем и Красном. Прославился в сражении под Салтановкой, где лично повёл в атаку Смоленский пехотный полк, с своими сыновьями 17-летним Александром и 11-летним Николаем. В Заграничных походах отличился при Кульме и взятии Парижа. Известный исследователь В.М. Глинка так описывает оригинал этого портрета: «Портрет Н.Н. Раевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее выразительных произведений Доу, исполненных с натуры, как свидетельствует надпись в левом нижнем его углу. Энергичное, мужественное лицо, со сдвинутыми бровями и прямым, твердым взглядом, передаёт сильный характер героя. Простой вицмундир без шитья, звезды высших орденов, полуприкрытые походной шинелью, подчеркивают суровый облик и скромность Раевского»

На выставке можно ознакомиться и с медалями графа Федора Петровича Толстого из серии, посвященной военным событиям 1812-1815 гг. Популярность его медалей была велика и сохранялась на протяжении долгого времени. К памятным датам их воспроизводили в самых различных материалах — гипсе, бронзе, меди, фарфоре, селикатной (опаковой) массе, стекле. Эти произведения были созданы в период расцвета в России искусства классицизма, что не могло не наложить на них своего отпечатка. Толстому, как одному из наиболее ярких представителей данного стиля, в своих медалях удалось достигнуть органичного сочетания высокой героики и подлинной человечности, идеальной красоты и жизненной убедительности образов.

Победа в Отечественной войне, была нашла свой яркое отражение и в архитектуре. Так уже 25 декабря 1812 года,  вскоре после того, как последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России,Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. В 1814 году вернувшуюся из Заграничных походов Русскую Армию в Санкт-Петербурге на Нарвской заставе встречали триумфальные вороты. И конечно же, знаменитая Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, воздвигнутая в честь 20-летия победы. Эти памятники можно увидеть на нашей выставке , в замечательных гравюрах Коняшина О.А., Смирнова В.В. и Почтенного О.А.

В начале 19 веке до изобретения фотографии, широкой популярностью пользовались гравюры, с портретами выдающихся современников, которыми украшали залы присутственных мест и комнаты частных домов. Так на выставке представлен портрет Главнокомандующего Русской Армии в Отечественной Войне 1812 года, победителя Наполеона Михаила Илларионовича Кутузова, за авторством итальянского гравера Сальватора Карделли. Стоит отметить, что данный гравёр удостоенные в 1813 году звание гравера Его Величества, много и плодотворно сотрудничал с Александром Осиповичем Орловским, который работал в том числе над проектированием форменного костюма Русской Армии, его картина «Всадники», также представлена на выставке. Также на выставке представлен портрет Дурново И.Н., работы неизвестного художника. Иван Николаевич Дурново, в 1812 году командовал 29 егерским полком, с которым отличился в Волковыкском сражении, позволившем русской армии перерезать путь наполеоновской армии на Березине. Это сражение оставило, такой отпечаток в сознании французов, что они до сих пор употребляют слово «Березина» как метафору полного провала или катастрофы. 

Не могли мы, на нашей выставки обойти вниманием, пожалуй главный литературный памятник Отечественной Войн 1812 года, знаменитого романа Л.Н. Толстого «Война и мир». На выставке вы можете ознакомиться к иллюстрациям к этому роману за авторством Быкова Ф.С. и Калашникова А.И.

Адрес: Чебоксары, ул. Константина Иванова, 4.

Купить билет онлайн   

Театральное приволжье
Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб», приуроченная ко Дню воинской славы России – 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2023 год
График работы музея
Мы в ютубе!
Культурная суббота
НКО
НКО
Яндекс Метрикa (статистика)
 Медиаплан #Мывместе