Пресс-центр

22.12.2017

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база», проходившая сегодня в Чувашском государственном художественном музее, подняла крайне важный круг вопросов и вызвала живой интерес в среде художников.
На приглашение к участию откликнулись не представители музейно-искусствоведческого сообщества, как это бывает традиционно, а непосредственно художники, участники и организаторы пленэров. Каждый из них рассказывал о поездках, делился собственным опытом, обозначал место пленэра В современной художественной практике. В итоге получилось живое, конструктивное и целенаправленное общение, в результате которого было сформулировано понятие современного пленэра как явления, его функции и роль в изобразительном искусстве России и мира.
Зачинатель пленэрного движения в Чувашии народный художник России Ревель Федорович Федоров, вокруг которого с 2000-х годов объединялись творческие силы пленэристов, заметил, что работа на открытом воздухе имела и имеет совершенно разное наполнение в эпоху Возрождения и Классицизма, у барбизонцев и импрессионистов и в наши дни, и выглядит совершенно по-разному в разных странах. Сегодняшний пленэр, как он есть в России, - это площадка, с которой начинается современное восприятие мира посредством изобразительного искусства. Работы, которые создают на пленэре художники – это уже не просто небольшие этюды, это полноценные живописные произведения, проникнутые духом эксперимента и отражающие жизненную позицию художника:
- Привязанность человека к земле имеет сегодня глубокий смысл. Внешние показатели благополучия (высотные дома, инфраструктура, электронные устройства) – это лишь движение технического прогресса, в нем нет личной заслуги человека. А вот сохранить тепло, человечность, собственную идентичность, связь с корнями – это настоящее достижение, – утверждает Ревель Федорович.
Кандидат педагогических наук, профессор Анатолий Данилов в своем выступлении назвал пленэр отдельным жанром изобразительного искусства, в рамках которого могут существовать и пейзаж, и портрет, и натюрморт, и тематическая картина. Главным, формообразующим началом здесь является игра рефлексов, движение световоздушной среды.
Большинство участников отметили, что российское пленэрное искусство отличается и от европейского, и от восточного, базируется на мощной реалистической школе и имеет высочайший профессиональный уровень. Кроме того, для него характерна широчайшая география и богатая палитра. На сегодняшний день оно привлекает ценителей искусства в Европе, Китае и странах Кавказа, откуда едут к нам учиться молодые художники.
За десятилетия творческой пленэрной практики уровень художников существенно вырос, и сейчас они реализуют собственные пленэрные проекты. Председатель Союза художников Чувашии Николай Андреев рассказал о работе симпозиума-пленэра «У истоков православия», народный художник Чувашии Константин Долгашев – о Всероссийском пленэре имени Филиппа Малявина, который работает уже с 2010 года и дал высокие результаты в плане развития культуры г. Бузулук, родины художника, а также о Мордвиновском пленэре в г. Ядрин. 
Важно отметить, что эти проекты не исполняются силами одиночек, они находят поддержку у Союза художников Чувашии и, что немаловажно, у местных администраций и местного населения. Художников всегда тепло встречают и уделяют их работе большое внимание, пленэрные работы пополняют фонды музеев, собрания учреждений культуры и образования. Особенно ярко это видно на примере пленэров в отдаленных районах Татарстана, о которых рассказывал народный художник РТ Мударис Мингазов.
Формат мастер-класса, прочно вошедший в жизнь пленэристов, способствует обмену опытом, освоению новых техник, приемов и материалов и, в конечном счете, росту индивидуального мастерства каждого из участников пленэра и местной творческой молодежи, которая пользуется возможностью поучиться у мастеров кисти. 
Ежегодный женский пленэр «Мир цвета глаз женщины» показывает, что пленэр становится также формой гендерной самоидентификации в искусстве и актуализирует проблему специфики женской живописи. 
Но сегодня пленэр - это еще и способ придать месту, где он проводится, новую значимость, вывести его на иной уровень восприятия. Яркий пример тому – Кокелевский пленэр, о котором рассказывал его бессменный организатор, доктор культурологи, профессор Владимир Васильев. Существующий с 2007 года проект сделал с. Тарханы местом, известным не только по всей России, но и в Украине и Белоруссии. Ну а Чеченский пленэр, о котором докладывал заслуженный художник Чувашии Александр Федоров, постепенно разрушает стереотипы об этой многострадальной земле. Война окончилась, города отстроены и людей вновь интересует красота и искусство.

Фотографии.

   

День конституции Российской Федерации
«Чебоксары: от прошлого к настоящему. 1469-2019»
2019 год – Год театра в России
Дух времени
Независимая оценка качества услуг
Музейные педагогические программы
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид