Музейные уроки

«Живые уроки» по предмету «Искусство»

2 класс

Изображение характера человека

Какими приемами пользуются художники для передачи характера человека? Что могут рассказать поза, руки, мимика о человеке? На портретах художников дети разгадают характер изображенных людей. Творческая игра «Живописный крокодил» (изображать и узнавать по рисункам других заданные черты характера).

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Образ человека в скульптуре

 Как можно изобразить человека?  Кого художники изображают в своих работах? Можно ли судить по этим изображениям, какие характеры у этих людей, какое настроение передал художник, их изображавший? Как смотреть объемную скульптуру? Задание в технике «проволочная скульптура».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Художник изображает настроение

Как изменяется внешность человека в зависимости настроения? Влияет ли на его чувства состояние природы? Цвет, свет и настроение. Тревожный и радостный лес в работах чувашских художников.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

О чем говорят украшения.

Дети узнают, что украшения не только дополняли костюм, но и показывали принадлежность человека к определенной группе (воин, жрец, девушка, замужняя и т.п.), выполняли роль оберега. Сравнят чувашские и русские украшения. Узнают, чем отличаются тухья и хушпу? Сравнят современные  и старинные чувашские украшения.

Задание – украсить разновозрастных членов семьи (смешанная техника).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

3 класс

Картина – особый мир.

Картина-это мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Ребята научатся смотреть картины, понимать настроение, через цвет.

Задание «Создай свой мир» в смешанной технике.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Посуда у тебя дома.

Посуда, как произведение искусства. Дети познакомятся с историей фарфора. Из каких материалов делают посуду? Какие материалы использовали в Чувашии? Праздничная, повседневная, обрядовая – чем отличаются, для чего предназначены? Роль посуда в картинах чувашских художников. На практическом занятии ребята выполнят посуду в технике нерикоми.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-портрет.

Как изображали человека в разные эпохи?   Чем отличается парадный портрет от  камерного? Когда  возник  портрет? Что важно передать в портрете – сходство или характер, настроение портретируемого?   Известные чувашские портретисты – кого они писали? Ребята выполнят портрет в технике «пластилиновый рельеф».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Скульптура в музее.

Чем отличается скульптура от других видов изобразительного искусства? Какие материалы для нее используются и как они «работают»? Есть ли в скульптуре жанры? Как ее хранят и показывают в музее? Ребята познакомятся с именами чувашских скульпторов, разгадают загадки амазонок и тайны древних легенд (командная игра) и освоят технологию изготовления бумажной скульптуры.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-пейзаж.

Какой бывает пейзаж: городской, сельский, индустриальный, морской?  Какими средствами, цветами передает художник настроение пейзажа?  Ребята познакомятся с композицией пейзажа, с законами линейной и воздушной перспективы.

Задание – пейзаж в технике «тушь по сырому».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-натюрморт.

«Мертвый мир» - кто главные герои натюрморта? И у натюрморта есть виды. От целого к частному и обратно.  Чувашские натюрморты отличаются ли от других?

Натюрморт в технике коллаж.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картины исторические и бытовые.

Что такое быт и когда художников стала интересовать обыденная жизнь человека? Какие истории изображены на исторических картинах? Как менялось отношение жанрам в XX веке? Экскурсия-исследование по постоянной экспозиции. Практическая работа в технике коллаж.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Художественная выставка.

Зачем художнику выставляться? Развесить картины – это выставка? Кто придумывает выставки? Какие они бывают? Без чего не могут обойтись? Как строят экспозицию? Зачем нужен экскурсовод? Мини-игра «Музейные профессии».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

4 класс

Красота человека.

Кого называют красивым и в чем может быть красота? Внешний облик, одежда и украшения, профессия как проявление внутренней красоты (обсуждение  работ из постоянной экспозиции). Задание – копирование портрета.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Пейзаж родной земли.

Чем отличаются виды Чувашии от всех других земель? Какое дерево можно назвать самым чувашским? О чем поют родники? На эти и другие вопросы ребята узнают ответ, а также исследуют, как влияет на настроение картины высокий и низкий горизонт, и какие цвета предпочитают наши мастера, как в пейзаже проявляется национальная культура, и создадут собственную модель чувашского мира.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Юность и надежды.

История в картинках о жизни детей 40-80 годов, о том, во что они верили и к чему стремились. Игра «У меня бегут года», или как изображают профессии. Задание – рисунок «Профессии будущего».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Материнство.

На примере картин чувашских художников дети увидят, какими разными бывают матери: нежные, трудолюбивые, суровые, героические, узнают имена и истории матерей художников и поэтов и разгадают загадку «чувашской мадонны».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

5 класс

Народный праздничный костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Рассказ о чувашском праздничном костюме на основе образцов из коллекции музея и картин из постоянной экспозиции. (Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды).

Украшение орнаментом крупных форм народной одежды (кĕпе, сурпан, шупар, яркăч).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Народные праздничные обряды

Обряды и праздники чуваш. Исследовательская игра (на базе работ Н.К. Сверчкова, Ю.А. Зайцева, И.В. Дмитриева, А.И. Миттова).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Зачем людям украшения.

Чувашские традиционные женские и мужские украшения: символика орнамента, формы и цвета. Украшения как знак социальной роли хозяина. (На материалах из музейной коллекции. К занятию прилагается рабочая тетрадь).

Изготовление объемного украшения в  чувашском стиле.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. (на материале сменных экспозиций музея).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

 

Возможные темы занятий для 6-7 классов (по договоренности).

6 класс.  ЧГХМ: Художественные материалы. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Образ человека – главная тема в искусстве. Портрет в скульптуре. Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж настроения. Природа и художник. Городской пейзаж.

ОРиЗИ: Великие портретисты прошлого. Пейзаж в русской живописи.

7 класс.  ЧГХМ: Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Стиль и направления в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

ОРиЗИ: Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Музейные педагогические программы
Международный конкурс детского творчества  «Красота Божьего мира».
«Ночь искусств»
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества