Афиша на месяц

27.09.2019—20.10.2019

Юрий Зайцев. Зримая песня...

Юрий Зайцев. Зримая песня...

Юрий Зайцев. Зримая песня...

27 сентября в 16:00 в залах ЧГХМ открывается выставка, посвященная творчеству одного из зачинателей профессионального изобразительного искусства Чувашии, Юрия Антоновича Зайцева. В экспозиции представлены более 90 произведений (живопись, графика, фотография) и архивные документы из собрания Чувашского государственного художественного музея, Чувашского государственного института гуманитарных наук, частных коллекций.

Выставка акцентирует внимание зрителей на произведениях Ю.А. Зайцева, посвященных г. Чебоксары и его окрестностям, однако их кругом не ограничивается.

Родился Ю.А. Зайцев 27 сентября 1890 г. (в документах до репрессии годом рождения указывается 1884, а в паспорте, полученном после реабилитации, поставлен 1890) в деревне Ирх-Сирмы-Кошки Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии в крестьянской семье.

Зайцев не получил специального художественного образования, поэтому к самостоятельному художественному творчеству обратился только в 1923 г., когда в г. Лубны Полтавской области он познакомился с художником А.И. Фоминым - выпускником Императорской Академии художеств. Под его руководством получил практические навыки в станковой живописи. Часть из сохранившихся произведений художника лубенского периода принадлежит ЧГХМ: «Галки на ветках». «Весна. Лубны», «Портрет артиста Гагарина», «Лубны. Развалины», «Медный таз с цветами».

Приехав в Чувашию в 1928 году, художник исследует национальную тему, в рамках которой наибольший интерес представляет произведение «Чувашская женщина», оно знаменует собой пример авангардизма и нового подхода в поиске национальных аспектов художественного языка.

В 1933 г. Зайцев участвует в правительственной экспедиции по изучению культурно-бытового и социального положения чувашских деревень Ядринского, Урмарского и Красночетайского районов республики. Это позволило ему как художнику собрать огромный материал для воплощения будущих замыслов.

В 1934 г. Ю.А. Зайцева принимают в члены Союза чувашских советских художников. Значительные творческие достижения художника в этот период связаны с вдохновенным воспеванием женских образов. Для них характерно глубокое проникновение и отражение психологии внутренних чувств современниц, их человеческого достоинства перед новым вызовом времени.

В 1935 и 1936 годах художник выезжает в творческие командировки в Казахстан. Выставки, организованные по их итогам в Алма-Ате и городе Бертыс имеют всесоюзный успех, а художник оказывает существенное влияние на становление живописной школы Казахстана.

В 1939-1940 годах Зайцев работал в чувашских деревнях Башкирии, где собирал материалы к 50-летнему юбилею классика чувашской литературы К.В. Иванова.

Начиная с 1940-х годов поиски национального художественного языка у Зайцева эволюционируют по пути усиления декоративности цвета, его символического «звучания». Художественный язык произведений Зайцева имеет яркую национальную специфику, отражающую тесную связь с народным мироощущением и мировосприятием. Художник отмечал, что «символика цвета в полотне – это мои размышления… Я, когда песню слушаю, звук представляю фигурой… Яркие краски – это, видимо, зов души, зримая песня…». Благодаря природному дарованию он создал ряд живописных произведений, которые вошли в сокровищницу чувашской культуры.

Не менее значимо фотографическое творчество Ю.А. Зайцева. Природная одаренность и целеустремленность позволили ему подняться до такого профессионализма, что фотографическая деятельность Зайцева стала известна даже на международном уровне. Фотограф совершенствовал нестандартный бромомасляный (бромойль) способ позитивной фотопечати, вносил в отпечаток существенные изменения, стилизовал его, что позволяло придать снимку вид гравюры или одноцветной живописи (гризайль). Окончательный вариант снимка часто получался в единственном экземпляре, что тоже сближало с практикой художника, нежели фотографа.

Время, в котором жил и творил Ю.А. Зайцев было неоднозначным, политические обвинения приводили к репрессивным мерам, которые, к сожалению, не миновали художника. Гонения начались по приезду на родину еще в 1928 г., когда по идеологическим мотивам ему отказали в приеме в члены Чувашского филиала АХХР, ибо творчество художника не укладывалось в каноны времени. В 1930 г. в результате конфискации фотоателье была прервана его активная фотографическая деятельность. В 1936 г., когда Зайцев находился в Казахстане, его опять по политическим мотивам исключили из Союза чувашских советских художников.

В 1945 г. Ю.А. Зайцев по доносу был арестован и осужден по статье 58 УК РСФСР пяти годам лишения свободы и с последующим поражением на три года. Только в 1958 г. постановлением Президиума Верховного суда РСФСР приговор отменен за не доказанностью обвинения.

В 1965 г. в залах Чувашской государственной художественной галереи была открыта персональная выставка Ю.А. Зайцева, а в 1968 г. ему присвоено звание заслуженного художника Чувашской АССР

Куратор выставки главный хранитель ЧГХМ
Георгий Геннадьевич Исаев

Новогодние мероприятия
 Финальное голосование за победителей фестиваля «Театральное Приволжье»
Наставничество
Гранты России
2019 год – Год театра в России
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Яндекс Метрика
Музейный детский книжный клуб